Глобальное изменение климата уже оказало заметное воздействие на окружающую среду. Погодные условия меняются, уровень моря повышается, а природные явления становятся всё более экстремальными. Это разрушает национальную экономику и сказывается на жизни людей. Возможно ли удержать глобальное повышение температуры? Если да, то каким образом? В этой статье вы узнаете, что такое Парижское соглашение, ОНУВ и почему это так важно. Что такое Парижское соглашение? Парижское соглашение Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) подписано 196 Сторонами на COP21 в Париже 12 декабря 2015 года с намерением изменить траекторию своего роста и поставить мир на рельсы устойчивого развития. В указанном документе ставятся следующие цели:
  • удержание прироста глобальной средней температуры в пределах 1,5-2°С сверх доиндустриальных уровней;
  • повышение способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата, содействие сопротивляемости к нему и развитие при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;
  • приведение финансовых потоков в соответствие с траекторией развития, характеризующейся низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.
Как это связано с ОНУВ? В Парижском соглашении каждой стране предлагается подготовить и сообщить о своих действиях по борьбе с изменением климата, известных как ОНУВ. Valerio Donfrancesco / Climate Change Protest / London, UK, September 20, 2019 ОНУВ, определяемые на национальном уровне вклады, являются ключевым элементом Парижского соглашения и способствуют достижению его долгосрочных целей. ОНУВ представляют собой климатические приоритеты и видение каждой страны в отношении достижения устойчивого низко-углеродного развития и отражают усилия конкретных стран по снижению выбросов парниковых газов на национальном уровне и по адаптации к последствиям изменения климата. В совокупности все эти климатические действия определяют, достигнет ли мир долгосрочных целей Парижского соглашения и достигнет ли он глобального пика выбросов парниковых газов, а затем предпримет быстрые сокращения в соответствии с наилучшими имеющимися научными данными, чтобы достичь баланса между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого столетия. Подразумевается, что достижение пика выбросов потребует больше времени для Сторон, являющихся развивающимися странами, и что сокращение выбросов осуществляется на основе справедливости и в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, которые являются важнейшими приоритетами развития для многих развивающихся стран. Как обстоят дела с ОНУВ в Кыргызстане? Для Кыргызстана процесс разработки ОНУВ является одним из важнейших приоритетов развития. Данный процесс поддерживается Программой развития ООН (ПРООН) в рамках глобальной инициативы «Климатическая перспектива». С ратификацией Парижского соглашения, Кыргызстан как полноправный участник глобального климатического сообщества, приступил к мерам по реализации данного соглашения. Для выполнения указанных глобальных целей требуется в кратчайшие сроки осуществить системные преобразования в области энергетики, сельского хозяйства и землепользования, промышленности, инфраструктуры, управления отходами, с тем чтобы избежать наиболее разрушительных последствий изменения климата и достичь целей в области устойчивого развития. 20 февраля 2020 года в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О ратификации Парижского соглашения по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата в целях перехода Кыргызстана к практическим действиям в сфере изменения климата в статусе развивающейся страны для ОНУВ была создана рабочая группа по оказанию поддержки в обновлении и реализации ОНУВ. Данная рабочая группа включает соответствующие министерства и ведомства, научные сообщества и неправительственные организации. В целях достижения задач повестки дня в области изменения климата возникла необходимость установить четкий и инклюзивный процесс для вовлечения всех партнеров и создания устойчивой платформы ОНУВ. При помощи данной платформы правительство Кыргызстана, научные круги, молодежь, представители гражданского общества и местных сообществ смогут принимать участие в реализации планов и действий в области изменения климата наряду с другими социально-экономическими и экологическими приоритетами, а также с целью объединить усилия всех заинтересованных сторон с фокусом на усиление ОНУВ. Учитывая выше отмеченное, ПРООН создал платформу ОНУВ. Национальный парк Кыргыз-Ата / Dmitriy Motinov / UNDP Kyrgyzstan На данный момент в стране проводится инвентаризация парниковых газов (ПГ), по результатам которой должны быть определены национальные меры митигации (смягчения изменения климата) и адаптации к изменению климата, составляющие основу для обновления ОНУВ. Инвентаризация или кадастр парниковых газов включают в себя не только выбросы из категорий источников, но и абсорбцию поглотителями углерода. В кадастрах парниковых газов обычно используются значения потенциала глобального потепления (ПГП) для объединения выбросов различных парниковых газов в одно взвешенное значение выбросов. Данная работа очень важна, так как на основании инвентаризации ПГ должны быть построена система мониторинга, отчетности и верификации, и это должно стать основой для широкомасштабных дискуссий в процессе ОНУВ. Помимо пересмотра компонентов по митигации и адаптации, страна намерена разработать финансовую стратегию по политикам и мер ОНУВ, а также пересмотреть налоговую и регулятивную политику в области налогов и субсидий, связанных с изменением климата. Так, в рамках Парижского соглашения предусмотрены механизмы передачи технологий. Какие обязательства у Кыргызстана? В 2015 году большинство стран, в том числе и Кыргызстан, представили свои Предполагаемые ОНУВ, которые и считаются исходными обязательствами стран.  Те страны, которые определили себе горизонт снижения выбросов до 2025 года, должны взять на себя новые амбициозные цели на следующие 5 лет, страны с целевыми показателями до 2030 года – должны обновить и подтвердить эти цели и по возможности усилить свои обязательства. Кыргызстан представил свои вклады с горизонтом до 2030 года. Кыргызстан в 2015 году в предварительном ОНУВ определил цели: «Кыргызская Республика обязуется к 2030 году безоговорочно сократить выбросы парниковых газов в диапазоне от 11,5% до 13,8% путем принятия мер в области энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства и других сферах землепользования, промышленности и утилизации отходов. Целевое задание на 2030 год может быть расширено до сокращений на 29,0% — 30,9% при международной финансовой поддержке». Ратификация Кыргызской Республикой Парижского соглашения в ноябре 2019 года говорит о признании серьезности проблемы изменения климата и его последствий для развития страны на высоком политическом уровне. 7 февраля 2020 г. была проведена первая встреча заинтересованных сторон по запуску процесса подготовки ОНУВ, организованная Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики. Какие трудностями могут возникнуть при подготовке этого документа? И в чем выгода? ОНУВ – это не просто документ, который отражает климатические приоритеты и планы по снижению выбросов, это больше процесс экономического планирования и согласования долгосрочных мер по митигации и адаптации к изменению климата со всеми заинтересованными сторонами. В первую очередь со сторонами, которые будут нести экономические издержки при необходимости снижения выбросов — это секторы, связанные с энергетикой, индустриальными процессами, транспортом и сельским хозяйством. Трудности могут возникнуть при отсутствии консенсуса и межсекторального взаимодействия и вовлечения частного, академического и гражданского сектора. Здесь необходима будет политическая воля и координация всех государственных, частных и гражданских институтов. Созданный Координационный Совет по Зеленой Экономике и Изменению климата должен послужить площадкой для лучшей межведомственной координации и взаимодействия. В целом, процесс подготовки ОНУВ принесет значительные выгоды для страны – стратегическое планирование совместимое с низкоуглеродными и климатоустойчивыми вариантами развития чувствительных секторов экономики, а также привлечение финансовой помощи, укрепление потенциала, передача технологий и другие виды международной поддержки. Когда теперь нужно представить ОНУВ? ОНУВ направляются каждые пять лет в секретариат РКИК ООН. Чтобы со временем усилить амбиции, Парижское соглашение предусматривает, что последующие ОНУВ будут представлять прогресс по сравнению с предыдущими ОНУВ и отражать его наивысшие возможные амбиции. Парижское соглашение признает, что долгосрочные цели, указанные в его статьях 2 и 4.1, будут достигнуты с течением времени, и, следовательно, основывается на увеличении совокупных и индивидуальных амбиций с течением времени. Сторонам предлагается представить следующий раунд ОНУВ заблаговременно до 26-й Конференции сторон РКИК ООН (COP26), которая состоится в ноябре этого года в Глазго, Великобритания. https://player.vimeo.com/video/481671697?autoplay=1&color=ff0179&title=0&byline=0&portrait=0&dnt=1&loop=1&background=1 Подводя итоги, сегодня мы можем предположить, что население Кыргызстана не совсем хорошо осведомлено о вопросах изменения климата, и только догадываемся о том, что изменение климата происходит, наблюдая за загрязнениями воздуха в больших городах Кыргызстана, за уменьшающимся с каждым годом количества осадков в зимний период, за другими процессами, возникающими в следствии чрезвычайных ситуаций, таких как оползни и сели. Но, мы с вами должны осмыслить то, что мы видим и понять, что наша с вами ежедневная деятельность может привести к необратимым последствиям в будущем. Только всеобщими усилиями мы сможем сохранить наш единственный дом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.